6 апреля я провёл бесплатный вебинар Разработка требований в Confluence с использованием плагина Requirements Yogi. В этой статье я привожу краткий обзор того, о чём рассказывалось на вебинаре. Это поможет вам решить, стоит ли потратить примерно полтора часа своего времени на просмотр записи.
Atlassian Confluence – широко распространённая wiki-система, используемая в компаниях для ведения корпоративных баз знаний и разработки документации. Во многих компаниях Confluence также используют для документирования требований к ПО. Система «из коробки» не предоставляет каких-либо специальных возможностей для разработки и управления требованиями. Но открытая архитектура позволяет добавлять такие возможности с помощью устанавливаемых расширений (плагинов).
Одним из таких расширений является плагин Requirements Yogi.
На просторах интернета периодически появляются статьи, сравнивающие возможности программных инструментов для управления требованиями по разным критериям. Я одно время коллекционировал ссылки на эти статьи, но довольно скоро выяснилось, что они очень быстро утрачивают свежесть. Одни продукты уходят с рынка, другие появляются. «Протухают» сами ссылки, переставая
Часто сравнительные обзоры инструментов работы с требованиями представляют компании, разрабатывающие или распространяющие такие системы. По понятным причинам они всегда выглядят однобоко. Производители и дистрибьюторы перетасовывают списки критериев так, чтобы выставить свой продукт в выгодном свете и затушевать преимущества конкурентов. Почти всегда эти обзоры представляют собой таблицы, в которых зелёные галочки, отмечающие поддержку возможностей, полностью заполняют только одну колонку. Представляющую, конечно же, «свой» продукт.
В общем, мне пока не удалось найти достаточно полного списка критериев для оценки и сравнения систем управления требованиями, который можно было бы применять для осознанного и непредвзятого выбора системы. Но из собственной практики, а также в процессе изучения всех этих статей и обзоров, у меня постепенно сложился свой список, который я здесь и привожу.
В этом вебинаре рассматривается структура Технического задания, соответствующего
Вебинар будет полезен для тех аналитиков, которые изучали методы разработки требований «по Вигерсу», но которым приходится работать с техническими заданиями «по ГОСТу».
Виды требований в ТЗ по ГОСТ 34 from Grigoriy Pechenkin.
В вебинаре используется майндмэп, описывающий структуру ТЗ по ГОСТ 34, который можно скачать по этой ссылке:
Структура ТЗ по ГОСТ.xmind
О классификации требований Вигерса рассказывается в другом вебинаре, запись которого тоже выложена в открытый доступ:
О классификации требований.
Вебинар проводился в рамках курса «Эффективная разработка требований».
Начал отвечать на вопрос, заданный на форуме Сообщества аналитиков, и понял, что получилась целая небольшая статья.
Вопрос был задан как комментарий к моему заявлению:
— Мне категорически не нравится идея подводить однопользовательские приложения в веб под определение АС.
— А почему? Чем чревато?
Краткий ответ такой: чревато тем, что вместо сайта у вас получится АС, а пользователей к этому жизнь не готовила. :)
Более подробный ответ ниже.
ГОСТ - это законодательно утвержденный феншуй!
(Народное творчество)
Тернист и сложен путь аналитика, впервые выбравшего
Одна из этих опасностей — терминология. Аналитик, воспитанный на книгах Вигерса, чтящий BABOK и поклоняющийся шаблонам RUP, должен быть готов к наступанию на терминологические грабли буквально с первых абзацев стандарта.
Вот, например, смотрит аналитик на описание жизненного цикла процесса создания системы, и видит в нём первый этап:
1 Формирование требований к АС
1.1 Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС
1.2 Формирование требований пользователя к АС
При виде этого текста аналитик радуется: такие знакомые слова — требования, пользователь. И делает вывод:
«На базе полученных данных необходимо выявить основные функциональные и пользовательские требования к АС.» (Цитата отсюда http://www.
Всё прямо по Вигерсу — вот же они, эти требования, на картинке!
Ан нет. Здесь его подстерегает первая ловушка.
При обсуждении статьи о самых главных диаграммах в фейсбуке мне задали вопрос: «Зачем вообще описывать деятельность в виде диаграммы? Или более общим образом — зачем нужно моделировать? А то это
Вопрос о том, зачем вообще нужно моделировать, мы пока оставим открытым. Очень уж он всеобъемлющ. По большому счёту, всю нашу разумную (и не только разумную) деятельность можно свести к моделированию.
А вопрос о диаграммах я позволю себе переформулировать так, как я его понял: зачем нужно визуальное моделирование при разработке ПО?
Из всего многообразия диаграмм, которые используются при моделировании и разработке ПО, главными я считаю всего три.
Все они вам хорошо знакомы, хотя часто маскируются под разными названиями.
Это:
диаграмма последовательности действий;
диаграмма смены состояний;
диаграмма взаимодействия объектов.
Почему они главные?
Во-первых, они отражают принципы устройства современных цифровых машин. И поэтому будут жить, пока не исчезнут машины.
Во-вторых (которое проистекает из «во-первых»), они представляют набор, достаточный для моделирования любых процессов, причём на любом уровне детализации.
Давайте посмотрим на них поближе.
Запись вебинара «Версионирование требований», прошедшего 5 марта 2014 года в рамках серии дискуссионных вебинаров Сообщества аналитиков.
Ведущая: Ирина Сурова
В этом фрагменте вебинара «Технологии разработки и документирования требований» рассказывается о модели требований, описанной Карлом Вигерсом, а также о том, когда она применима и как её можно модифицировать в зависимости от вида создаваемого программного продукта.
Вебинар проходил в рамках курса «Эффективная разработка требований».
О классификации требований from Grigoriy Pechenkin on Vimeo.
Некоторое время назад мы с Алексеем Киселевым анонсировали старт работ по исследованию возможностей внедрения СУТ Devprom в проектах заказной разработки по ГОСТ.
Макет экрана работы с системой представлен ниже
Точное название системы — Devprom ALM, но нас интересовал этот продукт только с точки зрения управления требованиями, по крайней мере, на начальном этапе.
Мы не хотели, да и не могли кардинально менять существующие процессы разработки, основная суть которых заключалась в требованиях
Нашей задачей было предложить систему управления требованиями для аналитиков нашего отдела, которая позволила бы
СУТ должна была позволить:
— экспортировать/импортировать документы MS Word, содержащие форматирование стилями с использованием фильтров;
— работать с атрибутами требований;
— работать с запросами на изменение;
— работать с версиями требований;
— делать трассировки требований между собой и на задачи в Jira (в перспективе).
Выбранная СУТ не должна была предполагать существенные «накладные расходы» по выполнению лишней рутинной работы для аналитика, а наоборот, должна была облегчить его функции или, по крайней мере, заинтересовать и мотивировать на повышение эффективности своей работы.
Пока среди аналитиков ведутся обсуждения, как оценить эффект от внедрения Средства Управления Требованиями (СУТ) — мы просто взяли систему и сделали на ней некое подобие пилотного проекта (как и все пионеры внедрения СУТ).
Какие целевые критерии успеха мы для себя определили? На самом деле довольно абстрактные, но позитивные. К сожалению, у нас не было накоплено никаких метрик, а по пилотному проекту их собирать особого смысла не было. В итоге мы будем ограничиваться только нашими ощущениями и голословными высказываниями.
В процессе аналитической работы на наших проектах наблюдаются следующие проблемы:
Запись вебинара Требования не нужны аналитики (поставь запятую, где хочешь), проведенного 22 октября 2013 в рамках серии дискуссионных вебинаров Сообщества аналитиков.
Ведущий: Александр Байкин.
Все знают, что SQL — это сакральный язык манипулирования данными. Знание SQL отделяет избранных от простых смертных. Знание SQL даёт власть и славу. Власть над компьютерами. Славу среди прекрасных жриц HR, готовых на всё ради знакомства с гуру SQL. Наличие заветных трёх букв в резюме сразу даёт понять: перед вами реальный айтишник, а не презираемый всеми гуманитарий.
Сейчас в это трудно поверить, но создатели SQL даже не собирались делать из него язык программирования. Его придумали для того, чтобы обычные люди могли работать с базами данных. (
В своей книге «Agile Software Requirements» Дин Леффингуэл сделал заявление, которое сбивает с толку не только приверженцев «лёгких методологий», но и опытных аналитиков.
Заявление выглядит так:
User Stories Are Not Requirements
Пользовательские истории — это не требования
Конечно, кажется странным, зачем детально описывать что то, что не является требованиями, в книге с названием «Гибкие требования». Но давайте попробуем разобраться, что же автор на самом деле имел в виду.
У понятия «требование к ПО» много определений. Пожалуй, общепризнанным является определение IEEE:
Требование — это условие или возможность, необходимое пользователю для решения его задачи или достижения цели.
Пользовательские истории идеально подходят под это определение. Общепринятый формат пользовательской истории — это описание возможности, в котором обозначен и пользователь, и его цель или задача. В чём же дело?
Запись вводного вебинара курса «Разработка и управления требованиями к ПО» от 14 марта 2013 года.
Я вынес это в отдельный навык, т.к. организация и проведение совещания - это отдельная процедура, которую Аналитик использует наиболее часто для взаимодействия с заказчиками и членами команды.
Данная процедура состоит из нескольких важных шагов:
1. Подготовка и организация встречи
2. Проведение встречи, фасилитация участников, быстрый анализ на встрече
3. Обработка и согласование результатов встречи
Навыку организации совещаний уделено отдельное внимание в модуле “Сбор требований”.
Практический анализ ПО с моделированием на UML От 25 000 руб. | |
Введение в профессию аналитика (демо) Бесплатно | |
Введение в профессию аналитика 2 900 руб. | |
Вебинары Сообщества Аналитиков Бесплатно | |
SQL для непрограммистов (СЕРТИФИКАТ) 999 руб. | |
SQL для непрограммистов Бесплатно |