Текстовая расшифровка одного из уроков курса Введение в профессию аналитика.
Рассмотрим следующий раздел Концепции, который называется «Другие требования к продукту». Обычно в этот раздел выносят требования, касающиеся нефункциональной стороны, например:
У большинства аналитиков возникают проблемы с описанием нефункциональных требований на
Ранее, в одном из первых вебинаров, мы коротко затрагивали тему качества и ссылались на два стандарта, которые описывают, что такое качество продукта, и какими бывают характеристики качества. Сегодня мы рассмотрим эти характеристики более подробно.
В стандарте ISO 25010 рассматриваются две модели качества.
Модель качества продукта при использовании отражает характеристики качества с точки зрения пользователей продукта:
Модель качества продукта — более широкая модель, отражающая характеристики качества со всех точек зрения:
Именно об этой более широкой модели мы и будем говорить далее.
С одной стороны, стандарт традиционно написан своеобразным языком и содержит множество ссылок на другие стандарты. Смысл текста может быть дополнительно искажён переводом с английского на русский язык, причём эти переводы могут меняться от версии к версии. Все это может привести к непониманию того, что имеется в виду в тех или иных формулировках. Но при этом стандарт даёт хорошую модель, иллюстрирующую разрезы с разных точек зрения, которые нужно применить к нашему продукту. Фактически это
Аналогичный пример — масштабирование. Сейчас в интернете много готовых решений, которые позволяют распределять и балансировать нагрузку между несколькими серверами. В связи с этим вам не нужно изобретать велосипед и продумывать Концепцию, вы полагаетесь на то, что ваш провайдер обеспечит определённое, приемлемое для вас качество.
Предлагаемая модель качества продукта содержит несколько групп, каждая из которых, в терминах стандарта, называется характеристикой качества. Помимо этого, группы содержат в себе более детальные подхарактеристики, которым могут соответствовать те или иные показатели.
Ещё одна модель, которую предлагает стандарт, делит всех заинтересованных лиц (стейкхолдеров) на три класса:
Стандарт предлагает применять эту модель следующим образом. Необходимо составить таблицу, в строках которой перечисляются основные характеристики качества, а в столбцах — классы пользователей и их представители. Соответственно, в ячейках таблицы предлагается проанализировать, для какого класса пользователей какая характеристика наиболее важна. Если вы дотошно пройдётесь по таблице этим методом, то выявите перечень характеристик качества, которым в вашем продукте нужно уделить внимание, а заодно поймёте контекст, почему эти характеристики важны.
Следующая таблица поможет проанализировать влияние характеристик на качество.
В строках таблицы вновь перечислены характеристики качества, а в столбцах — три группы заинтересованных лиц. В ячейках таблицы оценивается, для кого какие классы характеристик важны. К примеру, основных пользователей продукта интересуют характеристики, касающиеся функциональной пригодности, производительности, удобства использования, надёжности и защищённости. При этом их не волнует совместимость продукта, его сопровождаемость и переносимость, потому что они даже не понимают, что за этими характеристиками стоит. Зато для тех, кто обслуживает продукт, важны именно эти три группы характеристик качества. К примеру, переносимость необходима администраторам, если возникнет потребность переезда сайта на другой сервер. Для других заинтересованных лиц отмечены производительность, надёжность и защищённость — типичные характеристики, которые явно определяют качество продукта для тех, кто не использует его напрямую.
На слайде приведена таблица из стандарта, иллюстрирующая предложенный метод. Она помогает понять, зачем используются такие группы пользователей и характеристик качества, а также подсказывает, на что нужно обращать внимание при применении этого метода анализа. В итоге мы классифицируем пользователей и оцениваем, какие характеристики качества для них важны.
Как определить, какие характеристики качества необходимо включать в соответствующий раздел разрабатываемой Концепции? Безусловно, желательно учитывать все характеристики, но подобный максимализм не всегда возможен. В первую очередь необходимо обратить внимание на те характеристики качества, которые заявлены в проекте, как конкурентные преимущества. Для
Кроме того, нужно обязательно учитывать те характеристики, которые могут не являться преимуществом, но их отсутствие может свести все наши усилия на нет. К примеру, сайт по планированию может быть недостаточно производителен и загрузку планов придётся ожидать на протяжении нескольких минут. Либо сайт не надёжен и теряет наши данные. Нигде не сказано, что надёжность сайта является конкурентным преимуществом, ни в одной концепции этого нет. Однако, сайт, теряющий данные пользователей, очевидно нежизнеспособен, поэтому эти характеристики качества всё равно потребуется проработать.
Введение в профессию аналитика 2 900 руб. | |
Введение в профессию аналитика (демо) Бесплатно | |
Вебинары Сообщества Аналитиков Бесплатно | |
SQL для непрограммистов (СЕРТИФИКАТ) 999 руб. | |
SQL для непрограммистов Бесплатно |