Текстовая расшифровка одного из уроков курса Введение в профессию аналитика.
Мы с вами познакомились с несколькими методами разработки пользовательских требований. На самом деле, методов было два: это Use cases (юзкейсы) и User stories. И плюс дополнительный метод — наверное, не столько разработки, сколько выявления пользовательских требований: персонажи.
У нас была сравнительная табличка, когда мы сравнивали ролевые модели методов Use cases и User stories. Я здесь добавил ещё одну табличку. Иногда возникает вопрос: какой метод лучше применим в нашем проекте, каким из них воспользоваться? Для того, чтобы эту оценку правильно сделать, нужно сравнить их достоинства и недостатки. Мы о них говорили достаточно много в процессе курса, начиная с самых первых вебинаров, и более детально, когда мы изучали эти методы. Здесь, на этой табличке, подведен итог.
Если сравнивать юзкейсы и user stories, то, первое и, наверное, самое существенное отличие состоит в том, что метод юзкейсов требует достаточно долгой фазы предварительного анализа для проработки целей, которые мы будем автоматизировать, и разработки сценариев. То есть он приближает нас в
Отличие user stories в том, что, как правило, этот формат можно применять практически сразу. Не погружаясь в детализацию, потому что сам формат предполагает, что он будут использоваться для дальнейшего обсуждения. То есть мы сначала user story формулируем достаточно коротко, обсуждаем с заказчиком, и затем в команде обсуждаем детальную реализацию. И поэтому он такой, более лёгкий, более быстро его можно использовать в коротких итерациях, чем, собственно, практически все
Второе отличие в том, что юзкейсы — это очень много текста, мы об этом тоже говорили. Каждый сценарий нужно описать, причём написать ещё массу альтернативных. Их надо хранить, ими нужно управлять, у них меняются версии. Они формируют модель продукта, и может оказаться в
Различия в модели требований, о которой мы тоже говорили с самого начала. Юзкейсы предполагают, что мы создаём практически полное описание нашего продукта в терминах юзкейсов, за исключением, может быть,
По поводу хороших требований. Мы, опять же, в начале курса говорили, что для user stories разработан фактически свой способ оценки качества историй: INVEST. А для юзкейсов применяется другой метод, больше похожий на те, что изначально было сформулированы для требований при их разработке в виде спецификации. Главное отличие — это полнота требований. Не буду повторяться, я просто подвожу итог: критерии качества для юзкейсов и user stories различаются, и я надеюсь, что у вас уже сложилось представление о том, почему это так, и почему не нужно набор критериев качества одного метода применять к другому.
И очень важное различие, которое иногда неочевидно для аналитиков, состоит в том, что при разработке юзкейсов большую часть работы выполняют те, кто разрабатывают сценарии, и эти юзкейсы потом можно как полную модель продукта передавать в команду, чтобы они их программировали. В случае с user story формат сам по себе — это только повод для обсуждения, и самые важные решения о реализации, о том, как эти user stories правильно реализовать в продукте, принимает команда разработки. Это её неотъемлемое право, и ей нельзя навязать
Это, наверное, самое важное различие,
Глядя на этот список, может быть, вы теперь более чётко представляете, в какой ситуации какой метод применим. По итогам курса это представление должно у вас уже окончательно сложиться: для каких ситуаций какие методы лучше подходят.
Можно сказать, что
Что в этой книге предлагается? Как адаптировать метод юзкейсов для разработки в коротких итерациях, которыми, в первую очередь, и отличается Agile. Я несколько картинок просто приведу, потому что в двух словах объяснить это довольно просто. Ну, а если придётся применять это на практике, тогда, собственно, вот в этой книге и написано, как это лучше сделать. Сам Айвар Якобсон периодически проводит вебинары, на которых объясняет разные нюансы и суть этого метода.
Суть, в
Эту картинку я взял из интернета, с сайта одной компании, которая занимается популяризацией этого метода и представляет для этого
Таким образом, есть способ адаптировать метод юзкейсов при внедрении
Я много слышал от разных тренеров об этом методе, потому что он такой, концептуально красивый. Но, честно говоря, пока не видел людей, которые применяют его на практике. Но, может быть, вам повезёт его применять.
Вот ещё одна табличка. Эта табличка у нас в курсе уже была, но я добавил в неё третью колонку. Здесь подытожено различие ролевых моделей при использовании юзкейсов, user stories и метода персонажей.
В случае с юзкейсами, которые чаще применяются при автоматизации организаций, где есть определённые функциональные роли, естественным подходом является выделение этих функциональных ролей и прав доступа, и в результате у нас получается набор ролей. Один человек может совмещать несколько ролей, и мы таким образом моделируем разных участников процесса. Я говорил, что юзкейсы хорошо применимы там, где присутствуют
В случае с user stories, которые появились, в первую очередь, в ответ на вызов со стороны интернета в связи с появлением массовых пользователей, роли выделяются по другим признакам. Мы анализируем некоторый набор целей пользователей по отношению к нашему продукту (это то, чем мы занимались при разработке концепции) и разбиваем их, например, по интересам, по ожиданиям от продукта, по частое использования и по уровню подготовки, и у нас появляются такие кластеры пользователей, которые мы можем использовать как роли в user stories.
Вы всё это делали в концепции, и вас, в
Это такой подход, который вполне могут использовать аналитики или, в случае Agile, вся команда, выявляя свои представления о том, кто будет пользователем продукта, и фиксируя эти представления в виде такого набора ролей. При этом одна роль представляет
По поводу персон можно сказать, что это дальнейшее развитие метода user stories. Главная особенность или отличие в том, что персонажи появляются по результатам достаточно серьёзных исследований. Это, конечно, оправданно только в случае, если чёткое выделение этих персон даёт вам
Одна персона представляет собой не группу пользователей, а так называемый архетип, то есть характерного представителя, и фактически моделирует при этом конкретную личность. Для этого и дают персонам имена и фотографии: для того, чтобы команда не просто использовала абстрактного мёртвого человечка, как часто называют картинки на диаграмме вариантов использования, а представляла себе конкретную личность, проникалась к ней эмпатией и сочувствием. И тогда появляется возможность оценивать с точки зрения этой личности те сценарии, которые мы для неё реализуем.
Введение в профессию аналитика 2 900 руб. | |
Введение в профессию аналитика (демо) Бесплатно | |
Вебинары Сообщества Аналитиков Бесплатно | |
SQL для непрограммистов (СЕРТИФИКАТ) 999 руб. | |
SQL для непрограммистов Бесплатно |