Выявление главных характеристик качества

23.09.2019 20:18

Текстовая расшифровка одного из уроков курса Введение в профессию аналитика.

 

 

Рассмотрим следующий раздел Концепции, который называется «Другие требования к продукту». Обычно в этот раздел выносят требования, касающиеся нефункциональной стороны, например:

  • применяемые стандарты и требования законодательства;
  • требования к производительности;
  • другие нефункциональные требования.

У большинства аналитиков возникают проблемы с описанием нефункциональных требований на бизнес-уровне, потому что этому практически нигде не учат. Постараемся преодолеть эти проблемы в сегодняшнем вебинаре — речь пойдёт о выявлении главных характеристик качества.

Ранее, в одном из первых вебинаров, мы коротко затрагивали тему качества и ссылались на два стандарта, которые описывают, что такое качество продукта, и какими бывают характеристики качества. Сегодня мы рассмотрим эти характеристики более подробно.

В стандарте ISO 25010 рассматриваются две модели качества.

Модель качества продукта при использовании отражает характеристики качества с точки зрения пользователей продукта:

  • эффективность;
  • производительность;
  • удовлетворённость;
  • свобода от риска;
  • покрытие контекста.

Модель качества продукта — более широкая модель, отражающая характеристики качества со всех точек зрения:

  • функциональная пригодность;
  • уровень производительности;
  • совместимость;
  • удобство использования;
  • надёжность;
  • защищённость;
  • сопровождаемость;
  • переносимость.

Именно об этой более широкой модели мы и будем говорить далее.

С одной стороны, стандарт традиционно написан своеобразным языком и содержит множество ссылок на другие стандарты. Смысл текста может быть дополнительно искажён переводом с английского на русский язык, причём эти переводы могут меняться от версии к версии. Все это может привести к непониманию того, что имеется в виду в тех или иных формулировках. Но при этом стандарт даёт хорошую модель, иллюстрирующую разрезы с разных точек зрения, которые нужно применить к нашему продукту. Фактически это чек-лист характеристик, по которому нужно пройтись и понять — какие из них и в какой степени мы должны в нашем продукте реализовать. Некоторые из характеристик являются конкурентным преимуществом, а некоторые — так называемым «гигиеническим фактором», то есть если такие характеристики не удовлетворены, то наш продукт окажется никому не нужен. А некоторым из них в определённых продуктах уделять внимание в принципе не нужно, потому что эти характеристики могут обеспечиваться стандартными средствами, о которых вы не задумываетесь. Например, вы делаете несложный сайт, разворачиваете его на хостинге, и этот хостинг берёт на себя, к примеру, защиту от хакеров и DDOS-атак. Вам не нужно тщательно продумывать эту защиту и описывать её в вашей Концепции, потому что вы полагаетесь на уже готовое решение.

Аналогичный пример — масштабирование. Сейчас в интернете много готовых решений, которые позволяют распределять и балансировать нагрузку между несколькими серверами. В связи с этим вам не нужно изобретать велосипед и продумывать Концепцию, вы полагаетесь на то, что ваш провайдер обеспечит определённое, приемлемое для вас качество.

Предлагаемая модель качества продукта содержит несколько групп, каждая из которых, в терминах стандарта, называется характеристикой качества. Помимо этого, группы содержат в себе более детальные подхарактеристики, которым могут соответствовать те или иные показатели.

Ещё одна модель, которую предлагает стандарт, делит всех заинтересованных лиц (стейкхолдеров) на три класса:

  • основные пользователи — те, кто взаимодействует с системой для достижения основных целей. В нашей терминологии — это непосредственные пользователи продукта, которые, если вы помните луковичную модель, находятся в самом ближнем к продукту круге;
  • вторичные пользователи — лица, осуществляющие поддержку. Это следующий круг луковичной модели — провайдеры, системные администраторы, руководители безопасности, обслуживающие специалисты и т. д. Эти люди не используют продукт для достижения основных целей, но обеспечивают его работоспособность для основных пользователей;
  • косвенные пользователи — все остальные заинтересованные лица, которые получают определённые результаты от использования продукта, но напрямую с ним не взаимодействуют.

Стандарт предлагает применять эту модель следующим образом. Необходимо составить таблицу, в строках которой перечисляются основные характеристики качества, а в столбцах — классы пользователей и их представители. Соответственно, в ячейках таблицы предлагается проанализировать, для какого класса пользователей какая характеристика наиболее важна. Если вы дотошно пройдётесь по таблице этим методом, то выявите перечень характеристик качества, которым в вашем продукте нужно уделить внимание, а заодно поймёте контекст, почему эти характеристики важны.

Следующая таблица поможет проанализировать влияние характеристик на качество.

В строках таблицы вновь перечислены характеристики качества, а в столбцах — три группы заинтересованных лиц. В ячейках таблицы оценивается, для кого какие классы характеристик важны. К примеру, основных пользователей продукта интересуют характеристики, касающиеся функциональной пригодности, производительности, удобства использования, надёжности и защищённости. При этом их не волнует совместимость продукта, его сопровождаемость и переносимость, потому что они даже не понимают, что за этими характеристиками стоит. Зато для тех, кто обслуживает продукт, важны именно эти три группы характеристик качества. К примеру, переносимость необходима администраторам, если возникнет потребность переезда сайта на другой сервер. Для других заинтересованных лиц отмечены производительность, надёжность и защищённость — типичные характеристики, которые явно определяют качество продукта для тех, кто не использует его напрямую.

На слайде приведена таблица из стандарта, иллюстрирующая предложенный метод. Она помогает понять, зачем используются такие группы пользователей и характеристик качества, а также подсказывает, на что нужно обращать внимание при применении этого метода анализа. В итоге мы классифицируем пользователей и оцениваем, какие характеристики качества для них важны.

Как определить, какие характеристики качества необходимо включать в соответствующий раздел разрабатываемой Концепции? Безусловно, желательно учитывать все характеристики, но подобный максимализм не всегда возможен. В первую очередь необходимо обратить внимание на те характеристики качества, которые заявлены в проекте, как конкурентные преимущества. Для какого-то проекта, например, для вебинаров — это юзабилити, когда в описании явно сказано, что мы хотим, чтобы нашим преимуществом была надёжность и удобство использования. Для какого-то проекта это может быть производительность. Таким образом, при составлении Концепции необходимо определить, чем наш продукт будет отличаться от других — это приведёт к необходимости описания соответствующих характеристик его качества.

Кроме того, нужно обязательно учитывать те характеристики, которые могут не являться преимуществом, но их отсутствие может свести все наши усилия на нет. К примеру, сайт по планированию может быть недостаточно производителен и загрузку планов придётся ожидать на протяжении нескольких минут. Либо сайт не надёжен и теряет наши данные. Нигде не сказано, что надёжность сайта является конкурентным преимуществом, ни в одной концепции этого нет. Однако, сайт, теряющий данные пользователей, очевидно нежизнеспособен, поэтому эти характеристики качества всё равно потребуется проработать.



Автор статьи


Григорий Печёнкин

Партнёры и друзья



Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (включая сведения о местоположении, тип и версия ОС, тип и версия браузера, тип устройства и разрешение его экрана, источник откуда пришел на сайт пользователь, с какого сайта или по какой рекламе, язык ОС и Браузера, какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь, IP-адрес). Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт. Вы можете узнать, как используются эти данные, ознакомившись с Политикой конфиденциальности.
Ясно, больше не показывать это сообщение